Ресторанный бизнес

основные моменты и нюансы


Обслуживание туристов в заведениях ресторанного хозяйства

Характеристика услуг питания

Питание является одним из главных видов услуг туристам, полностью или частично включается в их обслуживания.

Комплекс услуг питания, которые предоставляются иностранным туристам, зависит от типа тарифов (табл. 3.14).

Таблица 3.14

Подольском ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ТАРИФОВ

Тариф

Услуги

"Только номер"

Размещение без питания

"Кровать и завтрак"

Размещение и завтрак

Полупансион

Размещение и двухразовое питание: завтрак и обед или ужин

Полный пансион

Размещение и трехразовое питание: завтрак, обед и ужин

Все услуги

Размещение, питание и напитки, а также пользование всеми имеющимися удобствами и услугами

Особое внимание следует уделять сервиса завтраков, потому что с завтрака начинается день потребителей и от его организации во многом зависит их самочувствие и настроение.

Различают следующие виды завтрака: европейский (континентальный), расширенный, буфетный ("шведский стол"), полный (в т. ч. английский, американский). Особенности этих видов завтраков описаны в теме 3.3. Знание национальных особенностей завтраков могут быть полезными при планировании производственной программы предприятия (приложение 33).

Расходы на питание зависят от класса туристических документов. Питание туристов за удешевленными турами организуют в кафе или столовых, в других случаях - в ресторанах. Туристам, путешествующим группами, рекомендуется полный рацион или напиврацион питания, а кто путешествует индивидуально, заранее оплачивают только завтрак. Обед и ужин дается им по меню ресторана с расчетом наличными. Для индивидуальных и групповых туристов в первый день заезда предлагается единый европейский завтрак. В дальнейшем учитываются их пожелания, в том числе национальные предпочтения (приложение 34).

Для организации питания туристов используют рестораны, столовые, кафе при гостиницах, мотелях, кемпингах. Если они не могут обеспечить питанием всех проживающих, туристическим фирмам следует предложить соседние предприятия ресторанного хозяйства.

Туристы, принятые в условиях кемпинга, рассчитываются за питание наличными. Они могут питаться в предприятиях ресторанного хозяйства или готовить еду самостоятельно. Для этого на территории кемпинга есть кухня и торговые предприятия, в которых можно приобрести необходимые продукты.

Отношения между организациями ресторанного хозяйства и туристической фирмой определяются договором, в котором указываются период, в течение которого туристы питаться в предприятиях данной организации, условия обеспечения их питанием, стоимость дневного рациона питания, порядок расчета. За пять дней до начала обслуживания туристические фирмы предоставляют графики пребывания туристов с указанием класса обслуживания и их национальности, даты заезда, продолжительности пребывания, количества туристов.

Заявки (заказа) на обслуживание каждой группы туристов направляется выделенным для этой цели ресторанам, кафе, столовым не позднее чем за сутки. В них указывается индекс группы, национальность и количество туристов, класс обслуживания, дата и время обслуживания, фамилия представителя фирмы, ответственного за обслуживание данной группы.

Группа туристов должна прибыть в заведение ресторанного хозяйства в точно назначенное время. В случае задержки представитель фирмы, ответственный за обслуживание туристов, должна доказать это до сведения администрации учреждения не позднее чем за 2 часа. до начала обслуживания. В противном случае туристическая фирма обязана возместить ресторана, кафе, столовой стоимость (по ценам реализации) готовой продукции, которая не может быть реализована. На эту продукцию составляется акт в трех экземплярах, каждый из которых подписывают директор заведения, представитель фирмы, санитарный врач (если его нет в штате предприятия, то заведующий производством, не является материально ответственным лицом), материально ответственное лицо, продукция которой актуеться.

Туристическая фирма возмещает также заведения ресторанного хозяйства дополнительные расходы, связанные с простоем мест из-за неявки туристов в назначенное время.