Ресторанный бизнес

основные моменты и нюансы


Организация "шведского стола"

Форма обслуживания потребителей "шведский стол (линия)" (Smorgasbord) широко применяется в заведениях ресторанного хозяйства при гостиницах для организации завтраков, бранчей, обедов, ужинов. Название "шведский стол" универсальна и объединяет оба термина. Чаще всего понятие "шведский стол" касается линии специализированных прилавков самообслуживания, которые сделаны на заказ и являются составными элементами дизайна интерьера помещения заведения ресторанного хозяйства. Главное отличие "шведской линии" от линии прилавков самообслуживания состоит в том, что здесь количество и вес порции каждого блюда не ограничено для потребителя. Понятие "шведский стол" касается временного сооружения, на котором размещают все блюда, напитки, необходимо настольное оборудование для поддержания определенных блюд в горячем состоянии. Столы со специализированными секциями для непродолжительного хранения и демонстрации блюд и изделий на "шведской линии" монтируются в прямую или ломаную линию, в соответствии с интерьером ггоимишення оестооану (рис. 3.56).

Организация "шведского стола"

Рис . 3.56. "Шведская линия"

Они могут быть стационарными или передвижными. Для ускорения обслуживания линию могут устанавливать с одно-или двусторонним подходом потребителей. Расстояние между "шведской линии" и зоной приема пищи в ресторанном зале или кафе должно быть не менее 1,5 м.

"Шведские столы" могут быть также нетрадиционных размеров и конфигурации: круглые, овальные, квадратные или прямоугольные.

Для организации "шведского стола" выделяют отдельный зал или его часть. На видном месте размещают информацию о режиме работы "шведского стола", стоимость завтрака (обеда, ужина), ассортимент продукции.

Ассортимент продукции на "шведской линии" или на столе размещают в соответствующем порядке, сначала ассортимент соков, прохладительных напитков, далее - молочные продукты, масло сливочное, маргарин и масляные смеси, салаты и винегреты, холодные блюда из рыбы, мяса, домашней птицы. Над прилавками с холодными закусками может быть размещена полка, на которой находятся хлебобулочные изделия (в т. ч. собственного производства) в корзинах, покрытых льняными салфетками. Корзинки с обычными, национальными и диетическими видами хлеба размещают в конце "шведской линии", чтобы потребители могли взять с учетом выбранных блюд. Соусы и специи размещают или у соответствующих блюд, либо в отдельном месте "шведской линии". Для приготовления горячих закусок в линию устанавливают настольную или передвижную плиту. Для поддержания супов или вторых блюд в горячем состоянии в линию включаются прилавки со встроенными Мармиты с местами для гастроемкостей или при организации "шведского стола" - с настольными Мармиты Chafing-Dishes (шафендишамы). Для соответствующей посуды устанавливают передвижные тележки для подогрева.

При организации "шведского стола" в случае отсутствия соответствующего оборудования устанавливают фуршетные или специальные столы. При этом длина одной линии составляет 3-4 м, ширина - 1,5-2 м, высота - 0,75-0,9 г. Столы накрывают белой или иного цвета скатертью и создают "юбку" соответствующей длины (на 0,5 см от пола). Для экономии места используют соответствующую посуду (прямоугольный, треугольный, квадратный, многоэтажный, типа этажерки и т. п.), создают горку посередине стола вдоль его оси или в виде лестниц (две-три) при пристенном размещении и одностороннем подходе.

Ассортимент "шведского стола" зависит от времени обслуживания (завтрак, обед, ужин). В утренние часы рекомендуется использовать один из вариантов недельного меню континентальных завтраков: сухие завтраки (cereals), мюсли, корфлейкс, рыбная гастрономия (сельдь, шпроты, рыба холодного и горячего копчения), мясная гастрономия (ветчина, буженина, колбаса, сосиски и т. д. ), овощи натуральные, салаты и винегреты, блины, оладьи, запеканки, сыр и мягкий разных сортов, творог, сметана, йогурты, кефир, ряженка, молоко (холодное и горячее), сливки, блюда из яиц, каши молочные, выпечка, чай, кофе, какао и т. д.. На многопорционные блюда раскладывают наборы для перекладывания - столовые вилки и ложки, лопатки, щипцы и т. п..

Во время завтрака на стол ставят мармиты для подогрева яиц, в который вмонтированы рюмки-подставки из огнеупорного материала и тостер.

В меню обеда включают 12-16 наименований холодных закусок, 2-3 наименования супов, 4-6 вторых блюд, соусы, десерт (желе, кремы, компоты, фрукты), мучные кондитерские изделия, горячие напитки, соки и фирменные напитки.

В меню ужина на "шведском столе" включают 8-10 наименований холодных закусок, 4-6 вторых блюд, соусы, десерт, в том числе фрукты, мучные кондитерские изделия и горячие напитки.

Ассортимент блюд и кулинарных изделий принадлежит менять по дням недели и проводить недели национальной кухни (отечественной и кухонь жителей гостиничного комплекса). Целесообразно организовывать отдельный десертный стол для десерта, мучных кондитерских изделий, горячих напитков, на котором размещают стопки десертных тарелок, чайные и кофейные чашки с блюдцами, десертные, фруктовые наборы, салфетки, наборы для перекладывания, вазы, этажерки для пирожных, блюда с колпаком из прозрачного материала, розетки для варенья и т. п.. Для горячей воды целесообразно использовать электрочайники, электросамовары, термосы, кипятильники и т. п..

Предварительная сервировка столов зависит от вида обслуживания (завтрак, обед, ужин). На столы ставят также бутылки с минеральной негазированной водой или кувшины с талой, салатники со льдом (летом) на пирожковой (закусочной) тарелке с льняной салфеткой.

Во время обеда или ужина в зале может быть организована продажа напитков, табачных изделий за наличные через барную стойку или с помощью передвижных тележек.

Для обслуживания "шведского стола" в ресторане создают бригады поваров или официантов. Каждый рабочий, входящий в состав бригады, выполняет конкретную работу (сервировка столов, получения и пополнения ассортимента блюд и закусок во время завтраков, обедов, ужинов, приготовления горячих блюд, сервировки десертного стола и его пополнения десертными блюдами и горячими напитками, уборка использованной посуды и т. п.).

"Шведский стол" работает по методу самообслуживания. В начале линии потребитель берет поднос, ставит на направляющие линии стола (или прилавков), выбирает закуски и блюда и движется вдоль линии самообслуживания, принимая блюда с помощью поваров. Далее он садится за подготовленный стол. Десерт и горячие напитки выбирает самостоятельно. По желанию потребителя официант вполне может обслужить его за столиком.

Преимущество такой формы обслуживания состоит в ускорении обслуживания туристов и других обитателей гостиничного комплекса. В среднем на завтрак гости тратят 15-20 мин., На обед, ужин - 25-30 мин. Завтрак на "шведской линии", если это является основной и единственной услугой, организуют с 7.00 до 11.00. При организации других видов питания устанавливают такой режим работы: завтрак - с 8.00 до 10.00, обед - с 12.00 до 15.00, ужин - с 18.00 до 20.00.

Повара и официанты несут коллективную (бригадную) ответственность. Закуски, блюда, горячие напитки из холодного и горячего цехов, мучные кулинарные и кондитерские изделия из кондитерского цеха, продукцию из бара материально ответственное лицо получает по дневных заборных листах, которые выписываются в двух экземплярах и подписываются директором, главным или старшим бухгалтером. Первый экземпляр вручается лицу, получившему продукцию, второй остается у заведующего производством. Материально ответственное лицо сдает заборные листы в бухгалтерию с приложенной квитанцией о сдаче выручки.